Удивительные факты о брачных играх и воспитании потомства

Зоотема: 

У большинства видов все родительские заботы выпадают на долю самок. Получив при спаривании сперму своего кавалера, дама теряет к нему всякий интерес, а некоторые, как, например, самка богомола, преспокойно съедают супруга, подкрепляя свой организм и будущее потомство. Самец глубоководного удильщика вообще не существует вне связи с самкой. Прикрепившись к её телу, он начинает дегенерировать, пока не превратится в мешочек со спермой, единственная задача которого — оплодотворение икринок.

У ежей нрав такой же колючий, как и шубка. Самец долго с громким фырканьем обхаживает свою неприступную подругу, пока та милостиво не допустит его к своей персоне. Вскоре после спаривания она прогоняет кавалера прочь и все семейные заботы берет на себя. Малыши питаются её молоком до тех пор, пока сами не научатся добывать пишу, т. е. примерно до 4 недель. Корм в гнездо не доставляется, поэтому папаша им не нужен. Более того, его присутствие даже нежелательно, т. к. оставаясь при семействе, он бы соперничал с самкой и детёнышами за пищу на домашнем участке.

Многие матери не разлучаются со своими отпрысками, даже отправляясь на поиски пропитания. Так, рачьи икринки прикреплены к брюшку самки, где и происходит их оплодотворение, а со временем из них вылупляются миниатюрные копии родителей. Новорождённые рачки покидают мамашу лишь после того, как достаточно подрастут, чтобы начать самостоятельную жизнь.

У морских коньков родители так основательно меняются ролями, что даже роды стали уделом самца. Супружеские пары образуются надолго, однако роль самки сводится только к откладыванию яиц. После церемонного, растянутого на несколько дней ухаживания самка вводит яйцеклад в кармашек на брюшке супруга и откладывает туда яйца. Там они оплодотворяются и прикрепляются к рыхлым стенкам кармашка. Зародыши питаются плацентарной жидкостью, которую вырабатывает организм самца под воздействием гормона пролактина. После беременности, длящейся от 14 до 28 дней, у папаши начинаются роды, и за два дня он производит на свет до 50 миниатюрных детишек. По сути, отец выполняет чисто материнские функции, поскольку физиология этого процесса имеет поразительное сходство с настоящей беременностью.

У пернатых птенцы чаще растут под материнской опекой, но и папаша не остаётся в стороне от семейных хлопот. А у страусов самцы даже насиживают яйца, отложенные несколькими самками в общее гнездо.

Самцы плавунчиков (семейство болотных птиц) и яйца насиживают, и птенцов кормят, позволяя самкам сделать за сезон несколько кладок. Такая смена ролей влечёт за собой и смену «костюмов» — самки плавунчиков щеголяют в ярком оперении и завлекают кавалеров. Прежде чем допустить к себе очередного жениха, самка сначала заставит его хорошенько пробежаться, чтобы убедиться, что он не привязан к чужому гнезду и не бросит её кладку. Отложив яйца, она оставляет их на попечение добросовестного папаши, а сама снова пускается на поиски любовных приключений.

У родителей, сообща выхаживающих потомство, супружеские узы крепнут, и многие пары не разлучаются до самой смерти. Журавли выводят за сезон всего двух птенцов, которые обретают самостоятельность только через год. Всю весну и лето оба родителя усиленно откармливают птенцов, чтобы к осени они набрались сил и выдержали перелёт на расстояние более 5000 км. Путь к местам зимовок в Южной Европе и Северной Африке далёк и полон опасностей, а неблагоприятные ветра нередко относят журавлиный ключ в сторону от намеченного курса. Опытные вожаки хорошо изучили маршрут и на лету непрерывно перекликаются с молодёжью. К тому же старшие знают, где можно сделать привал, хотя в Восточной Европе таких мест осталось немного из-за массового осушения болот.

Подражая родителям, юные журавли осваивают навыки дальних перелётов, учатся использовать тёплые восходящие потоки при наборе высоты и лететь, максимально экономя силы. Журавлиное семейство не разлучается всю зиму, и только с приходом весны родители покидают повзрослевших детей, чтобы вернуться в родные места и дать жизнь новому поколению.

Родительская забота лежит в основе сложных социальных взаимосвязей. Такие стайные звери, как волки, обычно позволяют размножаться только одной доминирующей самке и её партнёру. Их союз длится не один год и поддерживается присутствием подросших детёнышей, которые остаются с родителями и помогают им выкармливать младших братишек и сестрёнок. С точки зрения «генетического вклада» молодому волку куда полезнее присматривать за младшими волчатами, чем рисковать жизнью, покинув стаю. Впрочем, здесь многое зависит от габаритов традиционной волчьей добычи. Если объектом охоты являются лоси или овцебыки, семья должна держаться вместе, поскольку такого крупного зверя волки могут одолеть только сообща.

Если молодые самцы лис изгоняются из семьи, то их сестры часто остаются при матери, помогая ей выкармливать детёнышей нового приплода. Благодаря этому помимо принесённого отцом обеда в пору попадает много корма, добытого «няньками». Кроме того, часть хлопотных родительских обязанностей берут на себя заботливые «тетушки». А когда им придёт пора заводить собственную семью, они справятся с этим делом лучше, чем неопытные самки.

Впрочем, далеко не всем животным природа доверяет важное дело продолжения рода. В брачный сезон самцы некоторых видов затевают жестокие поединки, и только победитель получает право спариться с самкой и передать свои гены будущим поколениям. Эволюция не терпит неудачников и отсеивает слабых, позволяя только сильнейшим воспроизводить себе подобных.

Если овцебыки или благородные олени идут в лобовую атаку, доказывая своё превосходство, то другие виды находят для этого свои способы. Извечное соперничество за самку украсило павлинов роскошными хвостами, райских птиц — ослепительным плюмажем, моржей — грозными бивнями, а морских слонов — похожим на хобот носом.